Казахстан — страна, расположенная в центральной части Евразии, занимающая почетное 9-е место в мире по площади (2 724 902 квадратных километров). Граничит с Туркменией, Узбекистаном, Киргизией, Китаем и Россией. Государство омывается внутренними Каспийским и Аральским морями, но отличительной особенностью является отсутствие выхода к открытому морю, более того это самое крупное государство в мире, не имеющее выхода в Мировой океан. В силу того, что в стране сильно развита экономика, это резко сказывается на состоянии окружающей природной среды. Мягко говоря состояние довольно запущенное, окружающая среда испытывает сильнейшее негативное воздействие со стороны человека.

Основные экологические проблемы Казахстана связаны с добывающей промышленностью. Республика очень богата полезными ископаемыми: цинк, висмут, молибден, медь, хром, золото, свинец, алюминий, марганец, железо. Также велики запасы неметаллических или нерудных полезных ископаемых, которые потом находят применение в различных отраслях, как например строительные материалы. Нерудные материалы используются, как в неизменном виде, так и в качестве сырья для дальнейшего производства. К ним относятся различные виды глины, песчаники, доломит, известняк, мрамор, гранит, апатит, пирит, фосфорит, кварцит, магнезит и т.д.

Таких месторождений в республики огромное количество и урон окружающей среде начинается уже с них. Следующий комплекс агрессивного воздействия на природу появляется в результате добычи нефти и природного газа. За год в стране добывается несколько миллиардов тонн нефти и немалая доля нефтедобычи приходится на Каспийское море. Аварии при добыче, транспортировке и переработки нефти наносят колоссальный вред природе, особенно страдают морские обитатели и растительность.

Кроме добывающей промышленности виновниками экологических проблем Казахстана являются нефтепереработка, пищевая, легкая, химическая промышленность, машиностроение, производство строительных и отделочных материалов, сельское хозяйство, железнодорожный, воздушный и конечно же автомобильный транспорт. Загрязнение почвы, водоемов происходит твердыми бытовыми отходами, образованию которых казахи обязаны сфере услуг, туризму, жилищно-коммунальному хозяйству и собственному менталитету.

Вместе со сточными водами производственных предприятий в реки попадают несвойственные привычному биологическому и химическому составу вещества, загрязняющие воду так сильно, что она становится не только непригодной для многих целей, но и опасна. Кроме того ущерб наносится флоре и фауне. Токсичные сточные воды попадают в почву и в грунтовые воды, формируя целую цепочку загрязнений. Данная экологическая проблем Казахстана свойственна почти всем странам мира, она словно вирус постепенно заражает всю планету.

Воздух загрязняют фабрики и заводы, автотранспорт, теплоэнергетика. На большинстве предприятий установлены устаревшие системы фильтрации выбросов, а многие просто пренебрегают очисткой выбросов сбросов, по сколько это требует дополнительных серьезных затрат. Таким образом в воздух попадают тонны загрязняющих веществ таких, как оксиды углерода, серный и сернистый ангидрид, диоксиды серы, свинец, медь, цинк, хром и т.д. Загрязненность и загазованность воздуха приводит к различным заболеваниям дыхательной системы, сосудов и к онкологическим заболеваниям.

Острая экологическая проблема Казахстана вызвана котловиной вблизи города Актау, в которую предприятия сливают сточные воды, количество элементов в которых практически равно количеству их в таблице Менделеева. Это токсичное радиоактивное озеро под названием Кошкар-Ата расположено всего в 8 километрах от Каспийского моря и несет в себе потенциальную угрозу заражения. Еще одна его особенность состоит в том, что в то время, когда заводы перестают сбрасывать туда отходы, оно пересыхает, образуя пыль и мелкие частицы с высокой степенью токсичности.

Подобного рода беды распространены в восточной, западной, южной, северной и центральной частях республики. Экологические проблемы Казахстана наносят большой вред окружающей природной среде, растительному и животному миру, здоровью населения. Решение экологических проблем должно иметь комплексный подход, начиная с федерального уровня, заканчивая семьей. Правильное отношение к природе, должно прививаться еще в детском саду, закрепляться в школе и повторяться в высших учебных заведениях.