Если взглянуть на карту, то легко увидеть, что обширные площади в северных частях материков Северная Америка и Евразия занимают тундра и лесотундра. Системы этой полосы сложились в ледниковый период. Только выносливые растительные организмы, приспособленные к условиям вечной мерзлоты, могут в этой зоне, расти и развиваться.

Мхи, лишайники, карликовые виды кустарников и деревьев - вот та скудная растительность здешних мест.

До 10 месяцев в этих широтах длится суровая зима. За короткий летний вегетативный период эти растения успевают расти и размножаться, и служат кормом для немногих видов животных, ключевой из них – северный олень, наиболее приспособленный находить пропитание. Количество оленей здесь, зависит от количества растительности.

Олени кочуют при недостаточном количестве растительной пищи, их численность сокращается, при большом количестве корма их численность прибавляется. Тундровое сообщество растений и животных в суровых климатических условиях с большим успехом процветает, не смотря на множество проблем, являясь экологически – чистой зоной. Коренные северные народы с давних пор адаптировались и вписались в тундровую экосистему, не нарушая ее закон.

Однако, к этим широтам, в недрах которых несметное количество полезных ископаемых и, прежде всего так необходимого топлива: нефти и газа, с каждым годом возрастает интерес. И нынче современный хозяйственник взялся за освоение лесотундры. В северных лесах добывают цветные металлы, апатит и железную руду. Ведут вырубку леса. А последние десятилетие районы лесотундры и даже тундры стали зоной интересов нефтедобытчиков.

Тяжелая техника, безусловно, продавливает тридцати сантиметровый слой мягкой почвы до мерзлоты. Происходит нарушение теплоизоляции, в летние месяцы теплый воздух свободно пробирается к мерзлоте и та начинает таять. В результате происходит нарушение растительного покрова почвы. Тракторные следы, как безобразные швы уродуют местность, они не зарастают десятилетиями. Такая «хозяйственная» деятельность ставит перед Россией угрозу лишения экологически чистых, пока не измененных человеком, мест в лесотундре и тундре.

Научное сообщество бьет тревогу. Природные проблемы в зоне тундры и лесотундры изучаются. Студенты и аспиранты, а так же школьники (особое внимание уделяется в 4 классе) пишут рефераты, презентации, доклады и научные работы по теме сохранения экосистем. Для решения экологических проблем ключевым принципом общественного развития должен стать приоритет просвещения и образования, который должен закладываться еще в школе с младших классов.