Согласно статистике, в нашей стране, на огромных территориях, занятых пустынями и полупустынями – проживает менее одного млн. человек. Один человек на 4-5 квадратных километров пустынных земель, такова примерная плотность населения в этих районах. Можно идти часами, днями, неделями и не встретить ни одной живой души. Однако в современное время они привлекают своими природными ресурсами и богатствами, которые таили много тысяч лет. Само собой такое внимание не может обойтись без последствий для экологии.

Именно обнаружение природного сырья может привлечь особое внимание, после которого, как известно по многим примерам и горькому опыту, остаются лишь одни беды, и для человечества, и для природы. Связаны они, прежде всего с освоением новых территорий, научными исследованиями, воздействием на издревне сформировавшееся равновесие природных систем. Об экологии вспоминают в самую последнюю очередь, если вспоминают вообще.

Развитие технического прогресса и не безграничность запасов природных ресурсов, привели к тому, что человек добрался и до пустынных местностей. Научные исследования показали, что во многих полупустынях и пустынях существуют немалые запасы природных ресурсов, таких, как нефть, газ, драгоценные металлы. Потребность в них постоянно увеличивается. По этому, оснащаясь тяжелой техникой, промышленными инструментами, мы идем разрушать экологию, ранее чудом не тронутых территорий.

Строительство дорог, прокладка магистралей, добыча и транспортировка нефти и прочего природного сырья, все это создает проблемы экологии в пустыне и полупустыне. Особенно опасна для экологии нефть.

Загрязнение черным золотом происходит, как на стадии добычи, так и на стадии перевозки, переработки и хранения. Попадание в окружающую среду происходит и естественным путем, но это скорее, как исключение, нежели правило. Естественное проникновение происходит гораздо реже и не в губительных для природы и всего живого количествах. Загрязнение – это появление в экосистеме не свойственных ей компонентов, в несвойственных количествах. Известно много аварий на нефтепроводах, в хранилищах и при транспортировке, последствием которых был нанесен ущерб экологии.

Одна из проблем – это браконьерство и сокращение видового разнообразия растительного и животного мира в результате человеческой деятельности. Как ни странно, в пустынях обитает определенное количество видов животных, птиц, насекомых и растений, многие из которых являются редкими и занесены в Красную книгу. Для охраны флоры и фауны в полупустынях создаются природные заповедники, такие как Арал-Пайгамбар, Тигровая балка, заповедник «Устюртский».

Сами пустыни, впрочем, являются серьезной экологической проблемой, точнее сказать опустынивание. Опустынивание – это крайняя степень эрозии. Этот процесс может происходить естественным путем, но в природе это случается крайне редко (за исключением зон на границе уже существующих пустынных областей) и довольно медленно. Совсем другое дело распространение процесса под воздействием антропогенных факторов.

Антропогенное опустынивание возникает по нескольким причинам: вырубка леса и кустарника, распашка непригодных для земледелия земель, сенокосы и выпас скота в течение длительного периода времени, засоление и неправильные методы орошения, многолетнее строительство и добыча полезных ископаемых, иссушение целых морей, и как следствие образование пустынной местности, примером может служить иссушение Аральского моря. Во второй половине 20-го века, по различным данным, опустыниванию подверглось около 500 миллионов гектар земли.

В современное время опустынивание можно отнести к разряду глобальных экологических проблем. Мировыми лидерами по скорости распространения эрозии являются США, Индия, Китай. Россия, к сожалению, тоже в их числе. Примерно около 30% почв этих стран подвергаются эрозии, и только достаточная периодичность климатического увлажнения не позволяет наступить конечной стадии опустынивания.

В экологическом и экономическом смыслах последствия опустынивания довольно ощутимы и отрицательны. Во-первых, это разрушение окружающей природной среды, ее сформировавшейся экосистемы, что уже лишает возможности пользования привычными природными дарами. Во-вторых, это ущерб сельскому хозяйству, уменьшение производительности. В-третьих, многие виды животных и растений лишаются своей привычной среды обитания, что в свою очередь отражается и на людях. Такие элементарные моменты понимают школьники и даже дети дошкольного возраста, но не хотят понимать взрослые люди.

В конечном итоге ухудшения наблюдаются, и в полупустынях, и в самих пустынях. Их решению уделяется чрезвычайно малое количество времени, ресурсов, материальной составляющей. Возможно, в будущем все изменится и будет уделяться больше внимания борьбе с опустыниванием, решению проблем экологии. Скорее всего, это произойдет, когда площадь земель пригодных для сельскохозяйственных нужд станет недостаточной для того, что бы прокормить нас. А пока мы лишь наблюдаем увеличение желтых пятен на карте планеты.

Данный материал может быть полезен для учащихся 4 класса по предмету окружающий мир при написании докладов, рефератов или презентаций на тему какие экологические проблемы характерны для зон пустынь и полупустынь и как их решить. Подумайте, ведь именно в 4 классе школьники знакомятся с такими серьезными проблемами, которые нужно решать, чтобы они не привели к серьезным последствиям, примеров которых, к сожалению, достаточно много.